суббота, 2 ноября 2013 г.

Лучший бомбардир

Эксклюзивное интервью с одним из лучших нападающих СССР периода 70-х - начала 80-х годов, игроком чемпионского состава «Зари», участником «бронзовой» олимпиады в Мюнхене Юрием Елисеевым.

Вы родились в не самое легкое время, в 1949 году, как раз в разгар сталинских репрессий. Как жилось Вам и вашей семье?

– Время, конечно, было тяжелое, послевоенное, но отец мой с отличием окончил горный факультет политехнического института и когда уже я родился, его отправили работать в Ростовскую область (Новошахтинский район), где он прошел путь от начальника участка до начальника шахты. Его до сих пор вспоминают, и отзываются теплыми словами. Мама у меня казачка, получила среднее образование и работала в пищевой промышленности. 

Самое яркое воспоминание того времени?

– Еще раз повторюсь, время было очень тяжелое, страна поднималась из руин, так что чего-то особо яркого запомнить мне не удалось. 

Хорошо. Скажите тогда, с чего началась Ваша любовь к футболу?

– С футболом более тесно я познакомился только в школьные годы, так как жил в маленьком поселке, где площадок то и не было. В школе отличался совей активностью, был лидером, участвовал во всех видах спорта, но футбол занимал особое место. С детства любил двигаться, хорошо играл в волейбол, баскетбол и в маленький теннис. Моей любимой командой в то время был ростовский «СКА». Они тогда играли в «Высшей лиге», а в 1961 году завоевали серебряные медали. Это были мои кумиры и я очень хотел быть похожим на них, даже плакал. Когда они проигрывали. 

Вы заканчивали какую то футбольную академию?


– Дело в том, что я самоучка. После школы ездил в Новошахтинск на стадион, сидел там на трибунах и наблюдал за тренировками. Меня там никто не знал. Сидит какой-то паренек с портфелем. Ну и ладно! Вместе со своим другом брал мяч, и разыгрывали на территории местного детского сада Чемпионат мира, Чемпионат Европы, а вместо ворот забивали голы под лавочки, причем не только ногами, но и головой. Кухня у нас была, так я отбивал ее с обратной стороны мячами. Уже в возрасте 14 лет меня заметили и пригласили играть сразу за взрослую команду шахты на первенство города, потом выступал уже на уровне области, а затем отправился в свердловский «Шахтер». Он стал моей первой профессиональной командой. 

Как попали в «Зарю»?
Так как «Шахтеру» присвоили класс «Б», мы оказались на виду. Команды мастеров класса «А» тогда играли много товарищеских игр, просматривая талантливую молодежь: мы встречались и с донецкими «горняками», и с «Зарей». Зонин тоже приезжал на игры и смотрел. А в конце сезона он решил организовать сбор всей талантливой молодежи области, чтобы те сыграли против основного состава «Зари». Свой вызов получил и я, хотя меня многие отговаривали, мол, лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе, но здесь свое слово сказал отец, настоятельно порекомендовав мне все-таки поехать. За мной прислали машину, тренер второй приехал. В Луганск мы опоздали, попав на стадион только к второму тайму. Как сейчас помню, меня заводят в раздевалку, а там сидит Зонин и говорит мне: «Ну, здравствуй, Юра. Что сыграешь за «Зарю» второй тайм?» Я ему говорю: «Без проблем». Мне выдали форму, вышел на поле, эмоции испытал такие, что словами не передать еще и голевую передачу получилось отдать. Потом после игры было собрание, где объявляли, кто приедет на сбор уже после отпуска, в декабре, и мою фамилию не назвали. Подумал, значит, не достаточно себя проявил, но был там один человек Обкома партии, который курировал «Зарю» и он крикнул: «А Елисеев?». Зонин рассмеялся: «Юра, прости, забыли и ты приезжай!». 

Вы очутились в «Заре» в 1970-м году, за несколько лет до чемпионства. Можете выделить момент, когда был заложен главный кирпичик той «золотой» команды?

– Я пришел в команду практически в одно время с Зониным, тогда после сборов у нас собрался достаточно молодой коллектив: Абрамов, Куксов, Кузнецов и многие другие. Пожалуй, что лишь один Герман Семенович, наряду с Лобановским следовали инновациям. Зонин ввел на сборах двух и трехразовые тренировки, мы очень тяжело работали. Это была команда звезда, и одной из причин ее успеха стало то, что мы шагали в ногу со временем в отличие от многих других коллективов. 
На снимке легендарные составы Зари 60-х (в темной форме) и 70-х (в светлой форме)
Сейчас Вы работаете детским тренером и здесь своя особая специфика, где очень часто во главе угла ставится результат, хотя многие считают этот подход ошибочным…

– До этого я работал тренером взрослых, так что пришлось привыкать уже по ходу. Первый мой выпуск были ребята 1990 года рождения. Среди них на слуху игрок национальной сборной Гармаш («Динамо»), Малый(«ШахтерК»), Огиря («Олимпик»), многие выступали за дубль «Зари» и сейчас играют за область. Вообще, хороший был выпуск. Сейчас готовлю юношей 1997 года, но из них многих уже разобрали в более сильные клубы… А вообще результат в таком возрасте – не главное, нужно сначала мальчишкам технику поставить, мышление, посмотрите как работают академии в «Барселоне», «Аяксе»! Но это уже отголоски нашего менталитета. 
Денис Гармаш
Сергей Малый

Владислав Огиря











Беседовал Максим Шилин.
газета "Жовтневка"




Похожие материалы:

Комментариев нет:

Отправить комментарий